Время на сервере: 

Журнал Московские торги

Конкурсный процесс

Андрей Золотов

 Трудный экзамен.

Почему  «Сбербанк-АСТ» готов его выдержать

 - Николай Юрьевич, мы знаем, что «Сбербанк-АСТ» ежегодно принимает участие во Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ». В этом году вы продолжите эту традицию? 

 - Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» проходит при поддержке и участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, электронных торговых площадок, что обеспечивает эффективное взаимодействие органов власти, государственных и муниципальных заказчиков с поставщиками и производителями товаров, работ и услуг. «Сбербанк-АСТ» является крупнейшим национальным оператором электронных торгов в России. Его доля на российском рынке электронных аукционов составляет более 50%. Мы ориентируется не только на государственных заказчиков, но и на коммерческий сектор рынка электронных торгов, а для крупных заказчиков компания предоставляет персональную электронную площадку. Также мы проводим электронные аукционы для собственных нужд Сбербанка России. В этом году, в пятый раз подряд, компания приняла решение участвовать в Форуме. За три дня работы выставки, мы планируем провести различные пленарные заседания, конференции, сессии и круглые столы, на которых участники торгов обсудят вопросы, связанные с реформой государственных и корпоративных закупок, проблемы реализации 44-ФЗ и 223-ФЗ.  Наш стенд займет одно из центральных мест экспозиции Форума.  Он будет разделен на несколько зон, посвященных госзаказу, корпоративным закупкам, продаже имущества должников (банкротов), имущественно-земельным торгам, реализации приватизированного госимущества, торгам по аренде и т.д. Естественно, на Форуме мы планируем принимать участие как в пленарном заседании, так и в обсуждении широкого круга вопросов, посвященных критериям отбора электронных торговых площадок в 2015 году. Сегодня этот вопрос – один из самых актуальных для дальнейшего развития рынка торгов. 

 - Как изменилась ваша работа после вступления в силу 44-ФЗ?

 -  Мы привыкли работать в соответствии с требованиями 94-ФЗ,  практика применения 44-ФЗ  только начала складываться. Многие вопросы приходится решать по-новому. Например, остается открытым вопрос заключения контракта с единственным поставщиком при несостоявшемся электронном аукционе. При 94-ФЗ, если аукцион признавался несостоявшимся, контракт заключался с единственным участником-поставщиком, но по согласования с контрольным органом. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 № 537в соответствии с которым, контрольный орган, получив от заказчика все необходимые документы и сведения в отношении несостоявшегося аукциона, проводит проверку и выносит решение о согласовании/ отказе в согласовании. Данная ситуация довольно неоднозначная. В случае отказа в согласовании заключения контракта, а такая ситуация законом не предусмотрена, но с завидной регулярностью повторяется, контрольные органы не выносят никаких решений ни в отношении закупки, которая «зависает»: заказчик отменить не вправе, а контрольный орган никакого предписания не выдает, – ни в отношении обеспечения заявки участника аукциона, разблокировать которое у оператора нет оснований. Сейчас это один из тех случаев, который было сложно предвидеть при написании закона. Надеемся, в ближайшее время, данная ситуация разрешится на законодательном уровне. Также в законе о контрактной системе (по сравнению с 94-ФЗ) произошли изменения в части удержания обеспечения при уклонении победителя от заключения контракта: оператор должен направлять обеспечение заказчику после фиксирования факта уклонения, а не в течение дня, с момента появления записи об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков. Получается, что без реальной оценки вины и наличия или отсутствия «злонамеренности» в  ситуации уклонения наступают штрафные санкции в отношении денежных средств участников, внесенных ими в качестве обеспечения заявки. Причем, законом о контрактной системе не предусмотрен механизм возврата этих средств. Таким образом, в нынешней формулировке закона, поставщикам очень опасно и дорого уклоняться от заключения контракта. И если для «злостных» нарушителей такая норма, в целом, привычна – они осмысленно рискуют, – то для обычных добросовестных поставщиков это достаточно раскованно. В практики размещения заказов известно множество случаев, когда после факта уклонения контракты заключались и исполнялись. Надеемся, что данная ситуация найдет правильное и корректное решение.  После вступления в силу нового закона в первом квартале 2014 года количество аукционов было заметно снижено. Теперь возникают проблемы при возврате обеспечения заявок на участие в электронных аукционах. По 94-ФЗ действовал обязательный платеж – комиссия для победителя электронного аукциона, который должен был оплатить ЭТП, на которой проводился аукцион, – 2000 рублей. 44-ФЗ эту норму отменил. И хотя деньги небольшие, но для электронных торгов в масштабах всей страны это серьезная потеря денежных средств для всех ЭТП. Между тем, как один из положительных моментов 44-ФЗ, отмечу увеличение электронных процедур в соответствии с новым законом: электронный конкурс, электронный запрос котировок и предложений и т.д. Почему мы так ратуем за введение этих электронных процедур? Не только потому что мы являемся  операторами электронных  торгов. Каждая электронная процедура оставляет свой электронный след в отличие от бумажного документооборота. Совершить мошенническую сделку на основе бумажных носителей еще возможно, но гораздо сложнее, когда она заключается на сервере серьезной ЭТП с помощью электронной подписи, где каждый этап многократно дублируется и  прозрачен. 

 - Так как же будет осуществляться отбор ЭТП?

 - В настоящее время – это один из ключевых вопросов. Напомню, что в России все бюджетные, казенные и некоторые коммерческие организации с 1 января 2014 года  в соответствии с 44-ФЗ могут проводить электронные торги по закупкам только на пяти аккредитованных Правительством РФ электронных площадках. Эти площадки были отобраны еще в 2009 году комиссией Минэкономразвития России и ФАС России для размещения госзакупок с 2010 по 2014 годы в соответствии с требованиями 94-ФЗ. Срок действия отбора операторов ЭТП по осуществлению государственных закупок заканчивается к 2015 году, и к началу 2015 году будет произведен новый отбор операторов площадок в соответствии с новыми требованиями 44-ФЗ. В соответствии с планом мероприятий по подготовке подзаконных актов в целях реализации норм 44-ФЗ до 1 июня 2014 года (срок зависит от взаимодействия федеральных органов исполнительной власти) будут разработаны требования к операторам ЭТП, которые смогут работать в рамках госзакупок. И впоследствии будет проведен отбор операторов в соответствии с этими требованиями, чтобы с начала 2015 года они уже могли функционировать как операторы ЭТП в сфере закупок, в том числе по 44-ФЗ.

 - Количество операторов ЭТП будет изменено?

 - Пока преждевременно говорить, сколько именно будет таких площадок. Их численность определится по результатам отбора и в соответствии с разработанными требованиями. Только тогда эти площадки будут допущены на рынок для проведения торгов. А пока пять отобранных площадок существуют, функционируют и проводят торги.

 - Основной вопрос – критерии отбора ЭТП?

 - Каковы эти принципы отбора, пока можно лишь предугадать. Возможно, ЭТП  классифицируют по видам проведения торгов: одни будут заниматься госзаказом, другие – продажей приватизированного госимущества, третьи продажей имущества (предприятий) банкротов. Вполне вероятно, что это будут своего рода «мегаплощадки», наделенные правом продавать все вышеназванные категории одновременно. Но здесь возникают вопросы совместимости интерфейсов ЭТП в зависимости от видов торгов, совместимости площадки с госсайтом ООС и т.д. Пока критерии не разработаны, на практике  некоторые нечистые на руку ЭТП могут декларировать: мы имеем определенное  количество серверов, наше оборудование выдерживает пиковую нагрузку, у нас такое-то количество сотрудников, наша пропускная способность на высоком уровне, мы обладаем серьезной защитой от DDoS-атак (хакерских атак) и т.д. Вместе с тем это не значит, что такие операторы готовы «выложить» несколько миллионов долларов для развития и совершенствования своих мощностей, а это делать непременно придется, поскольку без постоянных вложений в развитие ЭТП дело развиваться не будет.  Сегодня продажей имущества (предприятий) банкротов занимаются порядка 64  электронных площадок. Некоторые из них уже подали документы в Минэкономразвития России  для аттестации. Обязательное условие для ЭТП –  это наличие собственного сайта. Между тем, при проверке некоторых площадок никакого сайта  не обнаружено, а площадка  уже получила аккредитацию. Также ЭТП должна провести определенное количество  торгов ежегодно. Но на практике, ЭТП провела всего двое торгов за год. Причем цены лотов снижены: с 300 млн. руб. – до 2 млн. руб. Становится понятным, что эта компания пришла на рынок заработать деньги и исчезнуть. Это так называемые электронные торговые площадки – «однодневки». А теперь представим себе, если это произойдет в секторе госзаказа или торгов по приватизации госимущества. В отношении ЭТП «Сбербанк-АСТ» я не сомневаюсь – она достойно выдержит экзамен: пройдет экспертизу во всех категориях и по всем критериям. Тем не менее, другие ЭТП могут «провалить» экзамен. Особенно, если их достоинства окажутся лишь декларативными. Важен еще такой момент как чистота бенефициаров. Некоторые из них содержат серверы в оффшорных зонах и являются их владельцами. Крайне опасно доверять им деньги. Еще один момент – это «размытые» бенефициары. Когда непонятно кому и сколько процентов акций принадлежит в этом АО или они являются какими-либо некоммерческими партнерствами или саморегулируемыми организациями. Сейчас мы говорим не о «политической» чистоте рядов операторов электронных площадок, а о критериях отбора. Поэтому основными критериями должны быть профессиональный опыт электронного оператора, четкое понимание, что это за компания, где находятся ее электронные серверы. Прибавим сюда и государственный контроль. Таким образом, часть критериев и требований мы определили. Но впереди предстоит большая и сложная работа по аккредитации ЭТП.  Электронные торговые площадки России расширяются, увеличивается количество их участников. Не будет преувеличением сказать, что именно за электронными площадками – будущее госзакупок и бизнеса. Благодаря простоте использования и широким возможностям эта инновационная форма ведения торговли является наиболее предпочтительной на сегодняшний день.